13 марта (2 марта по ст. ст.) 1779 года родился Василий Иванович Демут-Малиновский – великий русский скульптор эпохи классицизма.
Будущий скульптор появился на свет в семье вольного мастера резного дела. В 1785 был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств. Его педагогом и наставником стал известный скульптор Михаил Иванович Козловский.
Практиковавшееся Академией совместное обучение будущих мастеров разных специальностей способствовало воспитанию эстетики синтеза искусств.
Это понятие неотделимо от архитектуры классицизма – рельефы, орнаменты, скульптурное убранство становятся неотъемлемой идейной и пластической частью архитектурной композиции.
В 1803 году Демут-Малиновский отправляется в пенсионерскую поездку в Италию, где совершенствует свое мастерство под руководством Антонио Кановы.
Первой большой работой скульптора после возвращения на родину явилось убранство строящегося Казанского собора (1801–1811). Бронзовые статуи князей Владимира Святославовича и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, включённые в монументальную композицию северного портика, были созданы совместно с коллегой Демут-Малиновского – Степаном Степановичем Пименовым. За статую апостола Андрея Первозванного Демут-Малиновский был произведен в адъюнкт-профессоры.
В 1809 году вместе с Пименовым скульптор приступил к пластическому оформлению здания Горного института (1806–1811). Демут-Малиновский выполнил «Похищение Прозерпины». О крупномасштабной реставрации скульптурных групп в 2021 году КГИОП рассказывал в своём ролике: https://vk.com/video/@kgiopspb?z=video-189271827_456239161%2Fclub189271827%2Fpl_-189271827_-2.
Совместно с Пименовым Демут-Малиновский работал над скульптурными композициями арки Главного штаба (1819–1829). В своей работе они руководствовались эскизами Карла Ивановича Росси. Произведения монументальной скульптуры способствуют раскрытию героической темы – от горельфных композиций из воинских доспехов до аллегорической колесницы Победы, запряжённой шестёркой лошадей.
Скульптор принимал участие в создании аллегорического оформления рельефами и статуями здания Сената и Синода (1829–1836).
Совместная работа Демут-Малиновского и Пименова представлена в пластическом оформлении главного фасада Михайловского дворца (1819–1825) в декоративных рельефах над окнами, фризе колоннады, самый большой расположен в тимпане фронтона портика.
Василий Иванович Демут-Малиновский много работал на проектах Карла Ивановича Росси. Не было исключением и здание Публичной библиотеки (1828–1834), где вместе с другими мастерами скульптор принял участие в создании статуй учёных, философов и поэтов древности, установленных в колоннаде фасада. Фигура Минервы на аттике исполнена по модели скульптора.
В 1827 году для Скотопригонного двора на набережной Обводного канала скульптор создал две реалистичные статуи быков. В 1933 году фигуры установили перед воротами нового здания мясокомбината на Московском шоссе, 13. Сейчас скульптуры находятся на реставрации.
Демут-Малиновский вместе с группой скульпторов принял участие в пластическом оформлении триумфальных Нарвских ворот (1827–1834), спроектированных Василием Петровичем Стасовым.